www.demoscene.ruenglish version
новостимузыкадемографикаинформацияпрограммыфорум‘подкаст’
 
авторы    статьи    интервью   

Music for games, video game music
Enlight project

Хоровод историй

Лаборатория альтернативной истории

статьи
Тюнинг
 

Только не говорите мне фраз типа
"я не умею сэмплировать". HИКТО
не может быть таким придурком.
(c) Necros / FM

      Перефразируя эту замечательную фразу (а в русском варианте она стала еще более замечательной благодоря переводу Frown'a), я подойду прямо к теме статьи: Только не говорите мне фраз типа "я не умею настраивать сэмплы..."

      Итак, по какой причине от прослушивания творений большинства неопытных трэкерщиков у людей начинают вянуть уши? По причине совершенно не состроенных сэмплов. Разумеется, имеется и масса других причин (типа - грязные звуки, старые звуки, избитые ходы и т.д.), но играющие вразлад инструменты, не попадающие в унисон ни на одной из нот - это самый тяжелый диагноз.
      Вы можете предположить, что для настройки сэмплов нужен какой-то совершенно выдающийся слух, однако ж я замечу что дело здесь в первую очередь лишь в желании (точнее, в нежелании) немного повозиться со звуками. Ниже будут описаны основные методы настройки сэмплов непосредственно в трэкере. Разумеется, имеется также ряд внешних программ, осуществляющий autotuning, но, во-первых, они не всегда могут оказаться под рукой, во-вторых, и они ошибаются, и в третьих - с приобретением опыта оказывается гораздо быстрее настроить сэплы вручную, не выходя из трэкера... Кстати, не все знают что в старом добром Scream Tracker 3 была встроена функция autotuning ([Alt] & [C] на нужном сэмпле).

      Настраивать сэмплы можно абсолютно, а можно относительно. Абсолютная настройка требует приведения основного тона каждого инструмента к частоте 440 Hz на ноте ЛЯ первой октавы (не будем пугать обывателя словами типа "шестая ступень диатонического до-мажорного звукоряда" :) Относительная же настройка требует всего лишь того, чтобы любые два инструмента звучали в унисон на произвольной (но фиксированой) паре нот, то есть, например, один из инструментов на ноте СИ звучал бы точно в унисон с нотой ФА второго инструмента.
      Обычно стараются настроить сэмплы абсолютно, но это не всегда возможно. Например, если какой-либо хитрый саундэффект с выраженой тоновой окраской звучит хорошо только на той частоте, на которой он был отсэмплирован, то сдвигать его относительно этой частоты - преступление :) Придется остальные сэмплы подстраивать под него (действительно, звуки с меньшим количеством гармоник при сдвиге от "родной" частоты и страдают меньше). Если же Вы хотите иметь возможность добавить позже в трэк живой звук, лучше будет настроить сэмплы абсолютно. Лично я состраиваю сэмплы относительно, ориентируясь на особенности каждой конкретной композиции, а если после приходится добавлять живую гитару, то ведь и ее можно подстроить (с роялем, правда, такой фокус не прокатит :)

      Для абсолютной настройки сэмплов рекомендуется первым делом загрузить SoundForge, создать новый WAV (16 bit, 44,1 KHz, mono), выбрать пункт меню Tools/Synthesis/Simple и задать в открывшемся окне следующие параметры:

waveform shape = sine
length = 1,000
frequrency = 220,00
amplitude = 100%

      После нажатия кнопки "Ok" Вы получаете несколько периодов синуса с частотой ноты ЛЯ малой октавы. Предвижу вопрос: зачем было создавать такое количество одинаковых периодов, когда можно было зациклить один? Дело в том, что при зацикливании Вы не сможете 100% точно указать начало и конец фазы волны, ведь частота ее 220 Hz, а частота дискретизации файла - 44100 Hz. Эта некратность создает довольно заметные погрешности. Зациклив же множество периодов волны, мы сводим эти погрешности к минимуму, получая практически чистое ЛЯ в качестве камертона.
      Далее, настраивать сэмплы принято все-таки на ноте ДО. Если Вы посмотрите различные sample collection, Вы обнаружите что каждый из звуков представлен в нескольких вариантах, то есть отсэмплирован несколько раз на разной высоте, но всегда среди этих сэмплов (кстати, sample дословно переводится "пример", что в данном случае очень показательно - несколько примеров звучания инструмента) всегда имеется нота ДО. В трэкере (и в любой другой программе, работающей с сэмплами) в соответствие ноте ДО ставится "родная" частота сэмпла. То есть если Вы в качестве сэмпла загружаете WAV с частотой дискретизации 44,1 KHz, то при воспроизведении ноты ДО именно на этой частоте WAV и прозвучит - один к одному. На других нотах он будет играться с меньшей или большей частотой. Так... Смотрим на наш синус: 44,1 KHz WAV, 16 bit mono... Но при его воспроизведении мы слышим ноту ЛЯ. А надо бы ДО...
      Что делать? А вот теперь, позвольте, я Вас немного запутаю :)

  • Первый вариант - посчитать частоту ноты ДО и перерэндерить сэмпл поновой;
  • Второй вариант - просто изменить частоту этому WAV'у (на примерно 52440 Hz);
  • Третий вариант - ничего не менять, и состраивать остальные сэмплы с этим.

      Я рекомендую третий вариант. Почему? А потому что у каждого трэкера своя таблица нот, и просчитаная вами частота ДО может просто не совпасть с трэкерной. Кроме того, еще и просчитать можно по-разному: в соответствии с натуральным или же равномерно-темперированным звукорядом. Предлагаю переложить решение этой проблемы на трэкер: Вы даете ему чистое ЛЯ, а он уж сам делает из него ДО по своим таблицам.
      Теперь у нас есть камертон - звук, по которому мы можем подстроить остальные. Еще раз замечу, что это необходимо лишь для абсолютной настройки.
      Помещаем наш синус в качестве инструмента в трэкер, загрузив предварительно модуль, нуждающийся в подстройке сэмплов (хотя, вообще-то, состраивать сэмплы нужно до написания собственно музыки). Зацикливаем синус forward loop'ом так чтобы он не щелкал. Чтобы _вообще_ не щелкал, иначе получится не чистое ЛЯ. Здесь можно уже продолжать повествование для обоих случаев - абсолютной и относительной настройки. Разница лишь в том, что при относительной настройке Вы сравниваете сэмплы друг с другом, а при абсолютной - еще и с камертоном (в нашем случае - с синусом).

      Входим в sample list (клавиша [F3]).
      Наш камертон следует перевести на ноту ДО (хотя, можно оставить и так, только тогда нужно помнить, что нота ДО камертона соответствует ноте ЛЯ для всех остальных инструментов). На сколько полутонов камертон отстоит от ближайшей ноты ДО? Считаем: ЛЯ-диез, СИ, ДО - на три полутона. Клавишей [Tab] переводим курсор на частоту сэмпла (в данный момент для нашего синуса она равна 44100 Hz) и нажимаем [Ctrl] & [+] три раза - частота повышается на три полутона: 52443 Hz. Получилась нота ДО первой октавы. То есть это Imulse Tracker так думает :) Согласно натуральному звукоряду, частота ноты ДО первой октавы равнялась бы, если не ошибаюсь, 52920 Hz (то есть, разумеется, не частота самой ноты ДО, а частота дискретизации нашего WAV'a). А в темперированном - 52444 Hz (все равно IT немного ошибся! :) Поэтому я бы, во избежание неточностей и погрешностей, оставил все-таки камертон как был, на ноте ЛЯ.

      Собственно, о приемах настройки на слух. Все команды и обозначения будут приводиться в терминах Impulse Tracker'a. Хотя бы потому, что Fast Tracker предоставляет меньше возможностей даже по настройке сэмплов, не говоря уже об остальном.
      В sample list нажимаем [Alt] & [N] - мультиканальное воспроизведение сэмплов. Это дает нам возможность запустить на проигрывание один сэмпл (например, камертон) и подстраивать под него частоту второго, звучащего параллельно. Для этого ставим курсор на первый сэмпл (в колонке "play") и нажимаем какую-нибудь ноту, например ДО. Если сэмпл не зациклен, нужно зациклить его forward loop'ом (все равно как) - можно от самого начала до конца (главное не делать слишком короткий цикл). После этого перемещаем курсор на другой инструмент и тоже нажимаем какую-нибудь ноту (при абсолютной настройке - ту же). Два сэмпла звучат одновременно. Теперь, если установить курсор на частоту второго сэмпла (нажать два раза [Tab]), можно клавишами [+] и [-] плавно подстраивать его частоту. А можно прямо цифрами вводить новое значение частоты.
      Это чисто технический план действий. А как, собственно, понять что нужно ввести такую-то частоту для достижения унисона?

      Немного теории и примеров. Возьмите тот же сэмпл синуса и загрузите его два раза, чтобы получилось два разных инструмента. Теперь расстройте их относительно друг друга. Например, у одного оставьте частоту 44100 Hz, а второму поменяйте на 43100 Hz. И запустите их одновременно. Слышите пульсацию звука? Это называется биения. Хорошо, теперь сократите разницу частот: 44100 и 43600. Останавливаем звук ([F8]) и запускаем оба инструмента по-новой. Биения стали медленее. Теперь еще сокращаем разницу частот: 44100 и 44000. Слушаем. Биения совсем медленные, но они есть. Дальше: 44100 и 44080. Вы скажите что отличить такую несостроенность на слух нельзя... Запускайте оба сэмпла и ждите... Биения растянуты во времени, но они, тем не менее, присутствуют, их слышно очень четко (особенно когда две волны попадают в противофазу и звук вообще исчезает :).
      С двумя синусами все просто, а вот два разных инструмента состроить сложней - там биения не так четко слышны. Но сделайте, в конце концов, звук по-громче! Это действительно помогает уловить даже еле слышную пульсацию.

      И лучше настройку производить в наушниках.

      Нужно заметить, что состраивать каждый из сэмплов с синусом, в принципе, гораздо проще (особенно по неопытности), поэтому и при относительной настройке может быть полезным загрузить камертон, подогнать его под тот сэмпл, который выбран базовым в плане настройки, а уж все остальные инструменты подстраивать под синус.

      Вернемся к практике и приемам настройки.

      Сначала - для совсем неопытных. Ниже будут описаны более тонкие приемы, которые могут пригодиться и людям с хорошим слухом.

      Первым делом поднимите все басовые сэмплы на октаву или две вверх (клавиши [Alt] & [+] на частоте сэмпла) - так легче состраивать. По завершению процесса настройки надо не забыть опустить их обратно. Также, если на время настройки Вы временно зациклили какой-то инструмент, нужно не забыть потом снять этот цикл.

      При абсолютной настройке для начала, разумеется, нужно подогнать сэмплы в пределах полутона. То есть выставить двум инструментам такую частоту, чтобы при проигрывании обоими инструментами одинаковой ноты они давали более близкий друг к другу звук, чем при проигрывании какими-либо разными нотами :) Если Вы никак не можете сообразить, куда и на сколько смещать частоту одного инструмента относительно другого, рекомендую Вам попытаться напеть тот тон, который играет инструмент на ноте ДО. Не важно что напоете Вы фальшиво :), важно другое: когда Вы будете напевать под второй инструмент, Вы сможете оценить - пришлось Вам понижать или повышать голос, и насколько сильно. То есть здесь оценка будет производиться уже не на слух, а на осязание - насколько напрягаются Ваши голосовые связки при переходе с одной ноты на другую. Нет, Вы не подумайте что я издеваюсь - многие люди действительно теряются при одновременном прослушивании, скажем, pad'a на ноте СОЛЬ и string'а на ноте ДО - им кажется что звучит слажено (конечно слажено - длины волн у СОЛЬ и ДО кратные), а начнешь менять частоту - звучит плохо. Если же попытаться напеть СОЛЬ и ДО, сразу будет понятно что инструменты звучат вовсе не в унисон. Тогда одним из них следует перебирать ноты до тех пор, пока он не подберется близко ко второму инструменту. Ну а потом клавишами [Ctrl] & [+] или [Ctrl] & [-] подгоняете один из сэмплов поближе к другому.
      Это приготовления к абсолютной настройке. При относительной же настройке Вы сразу можете переходить к следующему этапу. Разница лишь в том что в первом случае Вы будете более тонко подстраивать ноту ДО одного сэмпла под ноту ДО другого, а во втором случае - какие-то другие ноты, типа МИ под СОЛЬ-диез. Ну и что :)

      Про параллельное воспроизведение двух звуков и одновременную подстройку частоты одного из них я уже говорил. А сейчас отключите мультиканальный режим (снова нажмите [Alt] & [N] в sample list). Играем ноту первым инструментом. Теперь вторым... Какая из них выше? Многие затрудняются сходу определить это, особенно при небольшой разнице. Остановите звук ([F8]) и предположите (убедите себя) что первый сэмпл выше второго. Послушайте оба сэмпла последовательно. Теперь предположите что первый сэмпл ниже. И опять послушайте оба сэмпла последовательно. Какому из предположений больше верится? Стоит попробовать несколько раз, выдерживая паузы по несколько секунд.

      Допустим, мы определили что второй сэмпл надо поднимать дабы он совпал по тону с первым. Опять включаем мультиканальный режим, пускаем первый инструмент, за ним второй и ставим курсор на значение частоты второго сэмпла. Надо поднимать частоту? Давайте сразу на 100 Hz! Не слышите разницы? Тогда на 500. Пока не услышите. Допустим, поднять на 500 - это много, 300 звучит лучше. Хорошо. Допустим, Вы удовлетворены результатом подбора частоты... Самое время опять изменить частоту на 100 Hz в минус, послушать, а потом изменить на 100 Hz в плюс (относительной той частоты, которой Вы были довольны). И оценить, насколько меняется звук. То есть, например, при уменьшении на 100 Hz звук не очень портится, а вот при увелечении - весьма. О чем это говорит? О том что на самом деле Вы не очень точно подобрали частоту, она оказалась завышеной. Понижаем (герц на 30). Опять минус 100, плюс 100. Если Ваш слух не позволяет оценивать отклонения в 100 Hz, давайте будем отнимать/прибавлять по 200, 300... Уменьшаем частоту - слушаем, увеличиваем частоту - снова слушаем: изменение в какую сторону хуже сказывается на звуке? Значит, смещаем среднюю частоту в обратную сторону. Так мы примерно подгоним сэмпл к нужной частоте. Примерно. Дальше...

      Два сэмпла играют параллельно, и на частоте одного из них находится курсор. Запомнили эту частоту. Нажимаем и держим клавишу [+]. Частота увеличивается. Как только заметили что два инструмента стали звучать менее приятно - стоп! Теперь нажимаем и держим [-]. Частота ползет вниз, достигает того значения, которое было подобрано нами на предыдущем этапе, ползет еще ниже... Как только заметили разлад - стоп! Выключаем звук. Думаем: диссонанс при увеличении частоты возник на значении n Hz, диссонанс при понижении - на m Hz... Ну и считаем среднее арифметическое. Повторяем опыт несколько раз :) С первого раза действительно сложно точно определить. Таким образом выбираем оптимальное среднее значение частоты.

      Ну и заключительный этап: Пускаем эти два, казалось бы, идеально состроенных сэмпла, выворачиваем громкость на максимум, и ждем биений. Если они есть, осторожными постукиваниями по клавишам [+] и [-] устраняем их (для сэмпла с частотой 44 KHz вряд ли понадобится подстройка в пределах больших 20 Hz).

      И так со всеми сэмплами. Каждый следующий настроеный сэмпл полезно проверять относительно других (а не только относительно камертона). Если что-то диссонирует - выясняйте кто виноват :)

      Теперь о возможных (и часто допускаемых) ошибках.

      Выдраный откуда-нибудь drumloop может содержать не очень заметный на первый взгляд бас. Или просто басовый барабан с ярко выраженым тоном. В этом случае придется убирать в сэмпле низкие частоты, а потом восполнять их отсутствие накладыванием дополнительной басового барабана (бочки).
      Если Вы не можете сразу понять, присутствуют ли в drumloop'e откровенные басовые ноты, загрузите его в SoundForge и уберите низкие частоты. Проще всего выбрать пункт меню Process/EQ/Graphic и передвинуть три-четыре левых движка в крайнее нижнее положение, после чего нажать кнопку Preview. Теперь, включая и выключая флажок "bypass", Вы будете иметь возможность сравнить исходный звук с отфильтрованым. Если при включенном bypass звук обретает ярко выраженую тоновую окраску, значит drumloop "не без греха" - придется фильтровать.

      Изменение тона внутри loop'a. Нередко попадаются такие сэмплы: начальная часть звучит с одним тоном, а зацикленная - с немного другим. Особенно часто это бывает у тех сэмплов, которым зациклили малюсенький кусочек в самом конце, буквально один период волны. Если зацикленый кусок звучит выше, первым Вашим побуждением будет отодвинуть одну из границ цикла по-дальше от другой, понизив тем самым тон. Но на практике оказывается что после такой нехитрой процедуры loop начинает щелкать. Тут одно из двух: либо фальшь, либо щелчки. Что делать?
      Поискать другой сэмпл. Или сделать из этого два: первая часть без цикла, а вторая - только цикл; после чего подстроить оба сэмпла индивидуально. Все это годится на начальном этапе написания модуля, когда еще не слишком много нот поставлено, и не слишком много придется исправлять в нотном тексте (все-таки теперь у нас два инструмента вместо одного старого).
      В противном случае я бы посоветовал оставить сэмпл как есть, состроить его зацикленную часть с остальными сэмплами, и в композиции пытаться всячески скрыть его "неоднотонность". А именно, на каждом шагу расставлять вибратто, слайды и т.п.

      Эффекты и перкуссия. Вот это самая большая беда, она охватила не только начинающих, но и опытных музыкантов, особенно выпускников музыкальных школ :) Нет ничего ужасней, когда перкуссионные инструменты с яркой тоновой окраской (конги, бонги, маримба, треугольник и т.д.) звучат в какой-то совершенно отфонарной тональности. То же касается и эффектов. Проблема в том, что многие люди привыкли воспринимать музыку как набор нот, а не звуков. А какие могут быть ноты у эффектов? - скажут они. Ничего подобного. Как раз грамотный подбор тона немелодических инструментов создает плотный, насыщенный звук. И не зря я в начале говорил, что иной раз приходится подстраивать мелодические инструменты под тон эффектов - иначе эффекты, перетянутые в другую тональность, могут звучать очень неубедительно.
      То же касается басового барабана (бочки). Казалось бы, у басового барабана нет четкой частоты, ведь по сути звук его - синусоида с резко увеличивающейся во времени длиной волны. Но, тем не менее, некое среднедействующее значение, попадающее в диапазон повышеной чуствительности человеческого уха, имеется. Поэтому очень полезно запустить на проигрывание паттерн, оставив только мелодическую басовую партию и бочку - в это время можно подстраивать частоту бочки в поисках наиболее слаженного звучания.
      С рабочим барабаном (снэйр) сложнее. Хорошо бы сделать так, что его частота тоже вписалась в общий звук, однако даже при небольшом отклонении от "родной" частоты звучание снэра заметно портится. Здесь имеет смысл перебрать как можно больше сэмплов из различных sample collections и выбрать наиболее подходящий.
      Как-то раз, в одном из своих модулей я использовал в качестве перкуссии звуки ударов мечей (а может быть это были сабли). Понятное дело, что при сильном изменении тона (особенно при повышении) подобные звуки теряют свою красоту... Обычно написание серьезного модуля (а не каких-нибудь chipsong'ов :) я начинаю с подбора интересных звуков, примущественно перкуссиии и эффектов. Загружая каждый новый сэмпл, я смотрю, подходит ли он к остальным, вписывается ли в тональность, обозначенную уже отобранными звуками. По ходу дела sample list пополняется и мелодическими сэмплами, которые, разумеется, тоже вписываются в общий тон. Не надо думать, что музыка собирается из всего что под руку попалось и кое-как подошло друг к другу - музыка и настроение уже есть в голове, и подбор звуков ведется в соответствии с этой внутренней атмосферой. Даже если набирать сэмплы из самых разных источников, звук получится цельный в том случае если у Вас сформировалась одна большая общая идея, настроение... Да, ну это уже из области высоких материй :) А на практике - следите за состроенностью всех звуков, в том числе и ударных.

      Иной раз встречаются сэмплы, которые вообще нельзя ни подо что подстроить. Совсем. Это сэмплы с уже заложеным в них диссонансом. В самом простом случае - это, например, струна гитары, при сэмплировании которой гитарист случайно задел другую струну; или выдраный из аудиозаписи аккорд с эхом от предыдущего аккорда. Таких сэмплов лучше избегать (ну, можно разве что эпизодически вставлять в какой-нибудь эмбиент :). В крайнем случае можно попытаться отфильтровать мешающие частоты.

      Здесь уже можно подводить черту.

      Основные мысли и разделы статьи:

  • настроить сэмплы может (и должен! :) каждый;
  • метод настройки последовательного приближения к средней частоте;
  • способы исправления или, в крайнем случае, скрытия фальши в сэмплах;
  • настройка перкуссии и эффектов;
  • "плохие" сэмплы.


Автор: Manwe/SandS



интро   демо   flash   анимация   3D-графика   арт   синглы   альбомы   статьи   трекеры

Дизайн и программирование: Александр Ильин aka Real/SandS     
Шеф-редактор: Антон Уткин aka Frown/Rcd     
Креатив и интерфейс: Александр Мачуговский aka Manwe/SandS