www.demoscene.ruenglish version
новостимузыкадемографикаинформацияпрограммыфорум‘подкаст’
 
авторы    статьи    интервью   

Music for games, video game music
Enlight project

Хоровод историй

Лаборатория альтернативной истории

статьи
БК-0010: культура, сообщество, демосцена.
 

Программисты из Самары всерьез взялись за новую по тем временам БК-0011М и подключили к ней музыкальный сопроцессор AY. Они же написали новую операционную систему - CSI-DOS. Для демонстрации возможностей БК-0011М с AY были написаны (точнее, портированы со Спектрума) демки. В Москве оставалась популярной БК-0010, но к ней тоже удалось подключить AY. Демки же написали свои, уникальные.

на этой БК были написаны Strogino Sound Tracker и SPC Fist

Самым простым и дешёвым способом улучшить звук БК-шки был Covox. Это простейший цифрово-аналоговый преобразователь из 15-ти резисторов, который подключался к принтерному порту. Схемы Covox'a пришли с PC (где он получил популярность примерно в 89-90 годах), спаять такую приставку мог каждый. Для БК-0010 была написана демка с простеньким эффектом и четырехканальной цифровой музыкой - компьютер зазвучал потрясающе, почти как синтезатор!

В начале 90-ых почти никто из БК-шников не был знаком с компьютерами Amiga и Commodore 64, соответственно о демосцене не знали тоже. В 92-93 годах демосцена набрала обороты на PC, а это нам гораздо ближе. Информация начала просачиваться в БК-сообщество. По аналогии с легендарным PC-шным Scream Tracker-ом на БК был создан редактор цифровой музыки (Strogino Sound Tracker). К редактору прилагались инструменты и мелодии - переработки одноголосой музыки из известных игр. В новом виде мелодии звучали впечатляюще, и редактор быстро стал популярным. Музыканты получили новое поле деятельности и источник вдохновения. Зашевелились и программисты, ведь к редактору прилагалась маленькая программа-проигрыватель с исходными кодами, что давало возможность использовать новый музыкальный формат в играх и демках. А самое главное, на волне интереса к трэкерной музыке и демомэйкингу возникла идея провести демо-пати! Что это такое, знали лишь немногие, да и то по обрывочной информации о зарубежной демосцене.
Победители БК-mania'96: Hold, Mup, MiR, WG
Однако, до дела дошло только в 1995-ом году - начался поиск спонсоров и помещения, обсуждались цели проведения, номинации, призы, способы рекламы и т.д. К сожалению, в 95-ом году организовать демо-пати не удалось - решили не спешить и отложить на следующий год. А жаль, ведь "БК-mania" могла стать первой в истории российской демо-пати! В 1996-ом году организаторы с изумлением узнали, что в своем порыве они не одиноки. Более того, первая российская демо-пати уже состоялась осенью 95-го года в Санкт-Петербурге (для платформ PC, Amiga и ZX Spectrum). Тем не менее, весной 1996-го года фирмы Altec и AltPro (занимавшиеся продажей программ и "железа" для БК) распространили официальное приглашение на демо-пати БК-mania'96. В приглашении очень подробно объяснялось, что такое "демо", "4kb-интро", "трэкерная музыка", "демо-пати" и чем это интересно - ведь большинство владельцев БК впервые слышали о демосцене.

Кадры из 4k-intro Space by LXE на БК-0010 Кадры из 4k-intro by CSI на БК-0010 Кадры из 4k-intro by MiR на БК-0010 Кадры из 4k-intro by MiR на БК-0010 Кадры из 4k-intro Cindy2 by SPC на БК-0010

Эффект превзошел все ожидания: БК-шники из разных городов привезли на демо-пати невероятно впечатляющие работы. Демкам аплодировали и улюлюкали около сотни человек, а в перерывах между конкурсами люди активно общались - для многих БК-mania стала единственным способом увидеться с коллегами из других городов и поглазеть на легендарных первопроходцев отрасли. Победители получили ценные призы, а остальные - как минимум заряд положительной энергии и энтузиазма. Плюс набрались новых идей. Кроме того, многие впервые увидели "Амигу".
БК-mania'97 развернулась шире: демо-пати посетили около двухсот человек. Конкурсные работы снова поражали зрителей, хотя, как водится на демосцене, все уже думали, что прошлогодний предел превзойти невозможно. А главное - "ветераны" предыдущей пати снова встретились, уже старыми друзьями.

Technological Dream demo by Mega Best Soft на БК-0011 Ray Dreams demo by Maxi G.C. на БК-0011 Disco Club demo by Mega Best Soft на БК-0011 Ray Dreams demo by Maxi G.C. на БК-0011

К 1998-ому году многие из тех, кто "заразился" демосценой и трэкерной музыкой на БК, ушли на другие платформы. Так, программисты из Самары еще в 1996-ом году по возвращении из Москвы поголовно перешли на Амигу. А группа организаторов БК-mania "пересела" на PC. Тем не менее, несколько работ на БК-mania'98 поступило. А вот идея объединить БК-сцену с PC-сценой обернулась для БК-шников печально: на совместной демо-пати (названной уже "Bytefall") PC-работ было так много, что на БК-шные конкурсы просто не хватило времени. В принципе, ситуация точно отражала общую тенденцию - в "большом мире" произошло то же самое. Неудача с БК-mania'98 была тяжелым эмоциональным ударом, казалось, БК-сцена уже не оправится. Вообще, было странно, что БК-шка дожила до 1998-го года, должно же это было когда-то закончиться.
Как вдруг в 1999-ом году организуется новая демо-пати, в Казани. На "Computer Art Festival" (CAFe'99) вновь появились работы на БК, и довольно неплохие. На следующий год повторилось то же самое, правда, БК уже стали объединять в один конкурс со Спектрумом. В общем-то, все это продолжает повторяться из года в год, и неудивительно, если мы увидим БК и в этом году.

Тем не менее, последним массовым всплеском активности БК-демосцены можно считать 1997-ой год. Другие же сферы (разработка игр, системных программ, "железа") давно уже плавно сходили на нет, и отклонений от этой тенденции не наблюдалось. Однако, в памяти многих БК-0010 остается первым шагом в мир программирования, системного проектирования, компьютерных игр, а для кого-то - даже шагом в мир искусства. Нет причин вспоминать о БК с пренебрежением, БК был действительно хорошим и продуманным компьютером. Даже отсутствие ПО сыграло позитивную роль: на БК выросло целое поколение талантливых программистов.

 страница 1
страница 3 


интро   демо   flash   анимация   3D-графика   арт   синглы   альбомы   статьи   трекеры

Дизайн и программирование: Александр Ильин aka Real/SandS     
Шеф-редактор: Антон Уткин aka Frown/Rcd     
Креатив и интерфейс: Александр Мачуговский aka Manwe/SandS